Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Открытый урок — путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого Война и мир по теме Сущность ее жизни — любовь


Автор(ы): Белоус Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста, воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.
Ход урока
Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.
В. В. Вересаев

Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.
Проблема: что является главным в образе Наташи Ростовой? Каким, по Толстому, должен быть идеал женщины?
Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе…
Во всех веках и у всех людей ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. “Человек родится совершенным – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”.
Во всех характеристиках и обрисовках самых разнообразных личностей, сделанных Толстым, нет почти общих эпитетов, а есть изображение действий и положений лиц, подсказывающее ту или иную формулировку читателю. Честь открытия и обобщения характера героя принадлежит, таким образом, самому читателю: вследствие этого читатель всегда может при желании видеть данное лицо перед собой, так как оно в известном смысле является его собственным созданием… Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы можем отметить.
Ничем не сокрушимая вера в светлое существо человеческой души – это одно из самых характерных особенностей Толстого. “Человек – это то, чему не может быть оценки, выше чего ничего нет”, - говорит он. Глубоко серьезными глазами ребенка Толстой смотрит на жизнь. И мы вслед за Толстым не будем анализировать образ Наташи Ростовой в прямом смысле этого слова, а попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ, так как “Наташа-то и есть подлинная душа Толстого”.
Основным компонентом “Войны и мира” является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно-тематические единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т. п. Эпизод ограничен временем и местом и является четко обозначенным моментом действия. Чаще всего он включает в себя ряд небольших сцен. Эпизод состоит из одной или нескольких глав.
А. А. Сабуров. “Война и мир” Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959
Общие вопросы по анализу эпизода:
- Назовите эпизоды, через которые раскрывается образ Наташи Ростовой. Из каких сцен состоит данный эпизод? Учитывайте краткий план анализа эпизода:
1. В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод?
2. Как раскрываются образы героев и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись, окказионализмы и др.).
3. Что нового мы узнаем об авторе из данного эпизода?
4. Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения?
II. Работа по анализу эпизодов (по группам).
(Учитель разбивает детей на группы, ученики из каждой группы вытягивают билеты с каким-то определенным эпизодом, дается 10 минут, чтобы дети сориентировались и ответили на поставленные вопросы по данному их группе эпизоду. Театрализация и художественное чтение готовятся с учениками заранее на заседаниях литературного клуба “Данко” и с делением на группы не связано.)
Учитель: Наташа Ростова, как будто легкий весенний ветерок, появляется на страницах романа. Она врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает ее и заряжает всех своим счастьем. Она смеется, не зная чему, и смех ее, словно звон колокольчика, пробуждает всех и вводит их тоже в какое-то неудержимое веселье.
1. Эпизод “Наташа на именинах” (том первый, часть первая, гл. VII – Х, ХV – ХVII)
(Театрализация эпизода.)
Анализ эпизода с учетом дополнительных вопросов, которые даются группе в начале урока:
- Из каких сцен состоит данный эпизод?
- Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась?
- В чем, по-вашему, прелесть героини и ее обаяние?
Учитель: Следующий эпизод застает героев произведения, когда князь Андрей не знаком еще с Наташей, но она при первой этой встрече появилась как добрая сказочная волшебница и начала возрождение души, счастья его.
2. Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном (том II, часть III, глава II).
(Художественное чтение отрывка под “Лунную сонату” Бетховена.) Анализ эпизода:
Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу. Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей?
- Что именно так сильно и так радостно поразило Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского “вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…”. Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, “прислушиваясь к ее говору”?
Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!
Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и эта ночь, и луна, - все это вдруг вспомнилось ему.
Л. Н. Толстой. “Война и мир”
- Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном и почему?
Учитель: Первый бал – это необыкновенно волнующее событие для Наташи, и сейчас это волнение захватывает ее; она думает: как ее примут, понравится ли она, а вдруг на балу будет он? Блеск, красота, пышность – все кружит ей голову, ей неудержимо хочется веселиться. Всю ее заполняет счастье; она оживленная и жизнерадостная; ей хочется нравиться и хочется танцевать.
3. Первый бал Наташи (том II, часть III, гл. ХV-XVII).
(Художественное чтение отрывка под музыку вальса.) Анализ эпизода:
- Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение Андрея к Наташе Лев Толстой?
- Что загадал князь Андрей?
- Что поразило Наташу в лице Пьера? Какое желание его лицо вызвало у нее?
- Как раскрывается наша героиня в данном эпизоде?
- Как развиваются дальше события? Женился ли Андрей Болконский на Наташе Ростовой? Какое условие поставил отец, и почему князь Андрей его принял?
4. Эпизод охоты (том второй, часть четвертая, главы III – VI).
Учитель: Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна.
С. Бочаров.
Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: “И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время”.
Анализ эпизода:
- Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?
- В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?
- Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого.
Учитель: Наташа любит, любит, отдавая и сжигая свою душу, она любит и ждет. Во время охоты близ Отрадного Наташа, Николай, Соня и Петя заехали к дядюшке. Разгоряченные охотой, усталые и счастливые, они отдыхали душой в этом простом, гостеприимном дядюшкином имении. Наташа Ростова, одна из любимых героинь Л. Н. Толстого, не могла не воплотить в себе народную мысль, так как этой мыслью пронизан весь роман.
5. Эпизод “Наташа у дядюшки” (том II, часть IV, гл. VII).
Анализ эпизода:
- Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: “Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь”?
- Какое свойство Наташи проявилось в ее танце?
- В чем эта сцена сцеплена с эпизодом охоты?
Учитель: …Упорно и много перерабатывал писатель все, что касалось истории отношений Наташи с Курагиным, поэтому в письме П. И. Бартеневу от 1 ноября 1867 года Толстой говорил, что это “самое трудное место и узел всего романа”. В окончательном тексте “Войны и мира” даже увлечение Наташи, могущее как будто бросить на нее, по-своему, с особой стороны, тень, подчеркивает естественность ее существа, непосредственность ее отношения ко всему окружающему, ее причастность к жизни людей “миром”.
Я. С. Билинкис. О творчестве Л. Н. Толстого. 1959
6. История любви Наташи и Анатоля Курагина (том II, часть V, гл.VIII - ХVIII).
(Театрализация эпизода.) Анализ эпизода:
- Наташина любовь к Анатолю – наваждение, или были причины для их сближения?
- Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе?
- Почему Толстой считал этот эпизод “узлом” (т. е. очень важным по значению в своем романе)?
Для Анатоля существует на свете только одно: его наслаждение, сладострастие красивого животного, наслаждение данной минуты; он не способен подумать над тем, что может произойти после данной минуты. Решив похитить Наташу и бежать с нею за границу, он не хочет и не может подумать ни о том, что он уже женат, ни о том, как он будет жить за границей с Наташей без денег. Ни о какой карьере он не способен и не хочет думать. Он чужд каким бы то ни было расчетам.
И вот эти–то свойства Анатоля – отсутствие у него расчетов, способность страстного чувственного увлечения, не останавливающегося ни перед чем, не знающего никаких “но”, полностью отдающегося данному мгновению – помогли ему увлечь живую, страстную, поэтическую и романтическую девочку, - наивную девочку; ведь и сила живой жизни, переливающаяся у нее через край, связана с прелестью наивности. Анатоль по-своему наивен и добродушен. У него “наивная, добродушная, веселая улыбка”. Он – эгоист не злой, не коварный, хотя его эгоизм приносит окружающим его людям не меньше страданий, чем хитрый эгоизм его сестры. Он – человек, повинующийся только своим страстям.
В своем безоглядном увлечении Анатолем Наташа и почувствовала именно эти стороны – простоту, добродушие, искренность, нежелание приносить зло, силу увлечения. Он “повернулся” к этой девочке только этими своими сторонами. Она, конечно, еще и напридумывала множество несуществующих достоинств у Анатоля, который ей представился каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь.
В. Ермилов, 1961
Наташа хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая. В этом проявляется вся естественность ее существа. Даже ощущая что-то ненастоящее, “неестественное” в Антоле и Элен, во всей атмосфере театра, где происходит их первая встреча с Анатолем, Наташа не может поверить, что все, что ей говорят, все, что она видит, может быть искусно и искусственно сделанным.
Я. С. Билинкис. О творчестве Л. Н. Толстого. 1959
Человек, принадлежавший к миру нравственно высшему, в момент неустойчивости, сомнения в прежде непреложных ценностях, страстной жажды любви, не находящий себе удовлетворения, - притягивается, захватывается миром нравственно низшим, миром беспринципного эгоизма и вульгарного наслаждения. Слова “наваждение”, “болезнь” здесь вполне уместны: сложись обстоятельства немного иначе, Наташа пришла бы к гибели или безумию подлинному. В Наташе чувственная страсть взбунтовалась против высокой любви. Это, конечно, было связано с той недопустимой ошибкой, которую совершил Андрей, поставив Наташу перед экзаменом величиною в год. Она уходила от мысли, что рушит бесконечную ценность, уверяя себя, что никогда не любила Андрея. Но до конца уверить себя не могла – отсюда идет агрессивность Наташи, ее полная недоступность всякому разумному слову. Одного этого гениального штриха достаточно, чтобы признать Толстого великим психологом.
Все это связано с одной из заветных идей Толстого: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.
В. Днепров. Искусство человековедения. 1985
- Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения.
- Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
7. Анализ эпизода отъезда Ростовых из Москвы (том III, часть III, главы ХII – XVII):
- Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых?
- Толстой в этом эпизоде говорит о “восторженно – счастливом” оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает.
Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.
Л. Н. Толстой. “Война и мир”, т. 2, ч. 3.
- Как эпизод охоты, святок, отъезда Ростовых из Москвы сцеплены между собой?
- Какую жизнь Толстой назвал “настоящей”, и чем от нее отличается “ненастоящая”? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой.
Учитель: …Иногда говорят о каком-нибудь человеке, что он был слишком хорош для мира. Чуткая к законам жизни Наташа именно так говорит: “Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может жить… потому что...” Он должен умереть – не от раны даже, не от физических только причин (как раз к моменту, когда совершилось в нем это, перелом в борьбе между жизнью и смертью, главные физические опасности уже миновались, и с точки медицинской, по заключению доктора, он умереть не должен – Толстой специально это подчеркивает), - но по своему положению, среди людей, по своей роли в книге Толстого.
С. Бочаров. 1978
8. Эпизод встречи Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах (том третий, часть третья, гл. ХХХI – ХХХII) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, гл. XV).
Анализ эпизода:
- Как мотивирована в романе встреча Наташи и раненого князя Андрея? Согласны ли вы с таким высказыванием по данному вопросу?
Свидание происходит как чудо, которое будто бы кто-то для них устроил; но они это чудо устроили сами.
С. Бочаров. Роман “Война и мир”. 1978
- Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским?
- Почему “по своему положению среди людей, по своей роли в книге Толстого” князь Андрей “должен умереть”?
- Как вы понимаете слова Наташи “он слишком хорош” для этого мира?
- С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?
- Что же возрождает Наташу к жизни?
III. Общий анализ образа Наташи Ростовой.
- Обратите внимание на речь Наташи. Толстой так комментирует слова Наташи: “Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась”. О чем хочет сказать нам автор? Как вы понимаете цитату из статьи Маймина Е. А. Докажите ее истинность или ложност...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.13 | Просмотров: 2286

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!