Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Открытое занятие на тему Экология нашего города


Автор(ы): Пензулаева Ирина Викторовна, воспитатель

Программное содержание:
  1. Дать детям представления об экологических проблемах нашего города, о влиянии экологии на здоровье человека.
  2. Формировать у детей осознанное отношение к природе и понятие об участии человека в сохранении природы и ее богатств.
  3. Развивать у детей любознательность, стремление лучше узнать экологическое состояние нашего города.
  4. Воспитывать любовь к природе, умение беречь и сохранять ее.
Оборудование: карта Казахстана, картины с изображением достопримечательностей нашего города; картинки с изображением объектов живой и неживой природы; карточки, изображающие облака различной формы; запрещающие знаки поведения в природе; рисунки детей; круги черного и белого цветов, музыкальные записи: СD диск “Прикоснись к природе” - “Таинственный лес”.
Пояснение: круги черного и белого цветов необходимы для игры “Хорошо – плохо”
Словарь: экология, экологические проблемы, смог, вредные выбросы, выхлопные газы, запрещающие знаки поведения в природе.
Предварительная работа: Беседы с использованием наглядного материала: “Мой край – Казахстан”, “Достопримечательные места нашего города”, “Различие: аула и города”, “Что такое ОБЛАКА?”
Рассказы воспитателя о природных зонах, растительном и животном мире нашей республики, о заповедниках Казахстана, Красной книге РК.
Экскурсии по экологической тропе детского сада в разное время года.
Методические приемы: Беседа, рассказ; использование элементов ТРИЗ: игра “Хорошо - плохо”, фантастическое путешествие, игры: “Посмотри и узнай”, “Распредели правильно”, “Что будет, если…”; использование художественного слова, работа с картой, решение проблемных ситуаций.
Данное занятие было проведено в подготовительной группе детского сада.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Здравствуйте гости! Здравствуй Солнышко! Твои лучи теплые и ласковые, согрели и разбудили нас. Стало нам радостно и весело. Твои лучики зовут нас к себе. Спасибо, Солнышко, мы подросли и тянемся к тебе, улыбаемся тебе, желаем друг другу и всем гостям здоровья и радости. Подарим друг другу дружбу и радостное настроение. Пусть оно поможет нам стать добрее и лучше. Будь, Солнышко, сегодня с нами и возьми хорошее Настроение.
Замечательно! Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
На чем можно путешествовать? (На поезде, самолете, автомобиле…)
Отгадайте загадку:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
- А, вы, хотите полететь на облаках?
- Ребята, посмотрите, какие разные бывают облака. Они принимают самые необычные формы. На что они похожи? (Игра “Посмотри и узнай”).
А теперь закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие на облаках. Каждый может выбрать себе облако по желанию.
Мы летим над нашей страной. Как она называется? (Казахстан)
- А, вы, можете сказать, почему наша Земля с высоты птичьего полета, имеет разную окраску? (Это разные природные зоны)
- Какие природные зоны на территории Казахстана, вы можете назвать? (Лесостепи, степи, полупустыни и горные ландшафты)
Работа с картой. Ребята, посмотрите вниз, что, за голубые пятна мы видим? (Ответы детей)
- А, какие моря, озера, вы, знаете? (Каспийское и Аральское моря, озеро Боровое, Зайсан, Алаколь, Тенгиз, озеро Балхаш)
- Что, вы, можете сказать об Аральском море? (Аральское море погибает, его вода высыхает и на берегах остается много соли. Сильные ветры разносят ее с берегов в разные стороны на многие километры. От этого соленого ветра страдают люди и природа. Это зона экологического бедствия)
- В Казахстане есть уникальное озеро, в котором одна половина с пресной водой, а другая – с соленой. Вода из двух частей озера никогда не перемешивается. Что это, за озеро? (Балхаш)
- Какие реки протекают по территории Казахстана? (Иртыш, Урал, Сырдарья, Или, Чу, Аксу, Лепсы…)
- Какие крупные города в нашей республике вы знаете? (Астана, Алматы, Караганда, Костанай, Усть-Каменогорск, Атырау, Актау, Тараз, Шымкент, Байконур)
Посмотрите дети, мы пролетаем с вами населенный пункт: невысокие дома, кое-где юрты, по степи всадники скачут на конях, не видно автобусов, троллейбусов, трамваев, нет дымящихся труб заводов и фабрик. Воздух очень чистый и свежий, красивая природа, в реке чистая вода.
- Что же, это? (Аул). Показ картины.
Ребенок читает стихотворение:
Степь. Султан Калиев.
Хорошо жить в городе большом,
Но когда я побывал в ауле,
То забыл свой трехэтажный дом
И машинный запах гулких улиц.
За аулом степь, кругом цветы,
Важно смотрят на меня верблюды…
Тишь и синь… Людской нет суеты.
Словом,
Степь, - как сказочное чудо.
Полетели дальше. Смотрите, смотрите высокие горы со снежными вершинами.
- Что это, за горы? (Горы Заилийского Алатау)
- Как переводится, это название? (Пестрые горы)
- Вы, видите, какие бесстрашные лыжники катаются с гор. Какое яркое солнце и голубое небо? Узнали, это место? (Это Шымбулак)
- Смотрите, мы спускаемся к высокогорному катку. Какой ровный лед, а сколько людей дышат чистым, свежим воздухом и любуются красотами Тянь-Шанских елей. Как называется этот каток?
- Подлетаем к городу. Смотрите еще гора, на ней телевизионная вышка, очень высокая. Что это за гора, как, вы, думаете? (Кок-Тюбе) (Показ картины)
- А что за город, раскинулся перед нами? (Алматы)
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение Д. Снегина:
Есть город в Казахстане,
Чудесный горд сад.
У самых гор Тянь-Шаня
Дворцы его стоят.
В том городе заветном
Стоят деревья в ряд
И под весенним ветром
Они шумят, шумят.
А в небе над дворцами
Фонтанами цветами
Пестрит Алма-Ата.
- Как переводится название нашего города? (Алматы – “яблочное место”)
- Но над городом мы видим дым или туман. Что это? (Смог)
- А, что такое смог? (Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать)
- Откуда взялся этот дым? (От фабрик и заводов, выхлопных газов машин)
Да, ребята, а еще наш город находится в котловине, как в чаше, отсюда плохая проветриваемость города.
- Что же делать, чтобы воздух был чище?
Ребята, представьте, что люди остановят все заводы, фабрики, ТЭЦ, но ведь они нам необходимы…
Предложения детей:
  1. На фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
  2. Надо изобрести новые машины.
  3. Люди должны посадить больше деревьев…
- Скажите, для чего нам в городе нужны растения? (Ответы детей:
  1. Растения очищают воздух.
  2. Растения дают нам кислород.
  3. Растения приглушают шум на городских улицах.
  4. Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).
Подвижная игра: “Замри” (Дети превращаются в любое животное, растение. Назвав в кого, они превратились, разрешается передвигаться по группе, сохраняя повадки животного. Растение может слегка раскачиваться, тянуться к солнышку)
Воспитатель: Да, растения образуют парки, сады… Красота природы – это растения. Недаром говорится: растения – зеленое одеяло земли, ее легкие.
Игра “Хорошо – плохо”
“Хорошо” “Плохо”
1. В нашем городе строят красивые, современные здания! Много вырубают, уничтожают зеленых насаждений.Из-за высоких построек город проветривается еще меньше.
2. В нашем городе все больше и больше появляется новых, красивых машин! Большое количество выхлопных газов, это загрязняет воздух.Люди часто болеют.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1514

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!