Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Сборник логокоррекционных программ, направленных на диагностику и преодоление нарушений устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста


Автор(ы): Арышева Мария Владимировна, учитель-логопед; Коваленко Ирина Александровна, учитель-логопед; Левина Наталья Владимировна, учитель-логопед

Пояснительная записка к сборнику логокоррекционных программ
Данный сборник логокоррекционных программ – итог многолетнего опыта работы учителей-логопедов Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Детский дом-школа № 35” г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, структура которого позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, что даёт возможность ранней диагностики речевого дефекта (дислалия, общее недоразвитие речи (II-III), дизартрия), поэтапной коррекции нарушений устной и письменной речи (общее недоразвитие речи (III-IV), дислексия, дисграфия, дизорфография) на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов, методов, что и является наиболее значимым при осуществлении преемственных связей. В основе создания сборника – проекты программ Министерства образования РФ по коррекции устной и письменной речи, научно-методические рекомендации, инструктивно-методические письма, но так как они не являются допущенными и рекомендованными Министерством образования РФ к использованию как программы, то возникла необходимость разработки рабочих программ, адаптированных на специфику работы учреждений интернатного типа.
Особенность воспитательно-образовательного процесса детских домов-школ – круглогодичное поступление детей не только с нормальным психологическим развитием, но и в анамнезе которых отмечается социально-педагогическая запущенность (СПЗ), задержка психического развития (ЗПР), хронические соматические заболевания, патология в строении и функции органов зрения, слуха; что замедляет сроки проведения логокоррекционной работы. Поэтому преодоление нарушений устной и письменной речи детей необходимо проводить в двух направлениях: для детей с нормальным психологическим развитием (воспитывающихся и обучающихся при ДДШ № 35 или других общеобразовательных учреждениях), вновь прибывших детей, имеющих педагогическую норму; для детей с ЗПР, СПЗ (воспитывающихся и обучающихся ранее в группах ЗПР, классах СКК и ККО), вновь прибывших, имеющих пробелы в знаниях. Кроме того, ранняя своевременная диагностика речевого развития каждого воспитанника поможет правильно оценить все проявления речевой недостаточности с учётом возрастных особенностей, а влияние медикаментозного и психологического сопровождения является важным фактором оптимизации коррекционно-образовательного процесса. Сборник логокоррекционных программ включает пять программ (глав):
Глава 1. “Логопедическое обследование устной и письменной речи детей” (3 – 12 лет), в котором рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства.
Цель программы: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения в данном учреждении. Правильно проведенное обследование позволяет: дать полное и точное заключение состояния речи детей 3-12 лет; установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе; подходить системно к анализу нарушения; выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность; определить относительно сохранные функции и процессы; выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Основная задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. Обследование речевого развития дошкольников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов. Речь дошкольников первоначально обследуется в повседневной жизни при наблюдении в психологически комфортной обстановке (во время занятий, прогулок, самостоятельной деятельности).
После этих наблюдений общего порядка необходимо проверить речь каждого ребенка на специально подобранном материале. Деятельность каждого этапа составляет: 3-4 года – 3 раза в неделю по 10 минут; 5-6 лет – 2 раза в неделю по 15 минут. В диагностике речи детей дошкольного возраста основное внимание обращается: 3-4 года – уровень понимания речи, активный и пассивный словарь, владение двусложной фразой. 5-6 лет – звукопроизношение, грамматический строй речи, связную речь, фонематическое восприятие. Обследование речевого развития детей младшего и среднего школьного возраста включает диагностику устной речи, которая осуществляется учителем-логопедом индивидуально с каждым учащимся, и письменной речи, диагностика которой проводится на фронтальных занятиях. Общая продолжительность обследования на каждого ребенка – 1 час.
При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать: 1 класс: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение; 2,3 классы: знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения; 4 класс: уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью; 5, 6 классы: понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией. Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.
Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников – одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение – цепи начального обучения – превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения. Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма. В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить: правильное соотношение звук — буква; обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове; смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку. В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи. Обследование проводится 3 раза в год: сентябрь – первичное речевое обследование; январь – промежуточное экспресс-диагностическое обследование; май – итоговое обследование.
Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка в индивидуальном листе развития, что обеспечивает передачу информации о ребенке в системе преемственности: дошкольное – начальное – среднее звено обучения.
Глава 2. “Волшебный мир слов и предложений” предусматривает коррекцию недоразвития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками связного речевого высказывания в пределах возрастного уровня (5-7лет). В старшей и подготовительной к школе группе с учетом структуры дефекта проводятся фронтальные занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Задачи: развивать понимание речи, уточнять и расширять словарный запас, формировать обобщающие понятия, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, отрабатывать умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур, обучать детей самостоятельному высказыванию, вырабатывать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
ЦЕЛЬ: максимальная коррекция недоразвития лексико-грамматической стороны речи, овладение навыками связного речевого высказывания в пределах приближенных возрастному уровню. Данная рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой (рекомендовано Управлением специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ), учебно-методического пособия, “Коррекционное обучение и воспитание детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (рекомендовано Министерством образования РСФСР), учебно-методического пособия Т.А. Ткаченко “Если дошкольник плохо говорит” и “В первый класс без дефектов речи”, методического пособия Н.В. Нищевой “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”. Занятия с детьми: 5-6 лет – 3 раза в неделю, длительность 25 минут, всего за год обучения 104 занятия; 6-7 лет – 3 раза в неделю, длительность 30 минут, всего за год обучения 104 занятия.
К концу второго года обучения, при условии соблюдения систематичности и последовательности в изучении материала, дети могут овладеть следующими знаниями и умениями (Приложение №1.)
Глава 3. “Красиво говорим – грамотно пишем” предназначена для проведения коррекционных занятий с дошкольниками с ЗПР и младшими школьниками (1,2 класс) с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, вновь прибывших детей, имеющих общее недоразвитие речи (III-IV) с элементами работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Цель программы: целенаправленная коррекция ОНР (III, IV) детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома-школы при переходе из дошкольного учреждения в школу.
Задачи: совершенствовать звукопроизношение, формировать фонематические процессы анализа и синтеза, активизировать словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь, развивать мелкую моторику, вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности, предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории. Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и системного специального обучения воспитанников.
Программа состоит из двух блоков: I блок – Коррекция ОНР (III) у детей 5-7 лет с ЗПР; II блок – Коррекция ОНР (III, IV) у младших школьников с нормальным психологическим развитием и с ЗПР, СПЗ. Цель 1 блока: целенаправленная коррекция ОНР III уровня, осложненного ЗПР у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома-школы.
Содержание I блока программы рассчитано для работы с детьми 5-7 лет, имеющих ОНР III, осложненного ЗПР на 2 года обучения. Два раздела этого блока (1 и 2 год обучения) объединяют семь основных направлений коррекционной деятельности: обследование речи ребенка, коррекция дефектов звукопроизношения, совершенствование процессов фонематического анализа и синтеза, обогащение словаря по основным лексическим темам, овладение грамматическими категориями, развитие связной речи, развитие мелкой моторики. Занятия проходят 5 раз в неделю (три подгрупповых; 2 индивидуальных). Длительность подгрупповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 15-20 минут. Длительность 1 года обучения – 104 часа; 2 года обучения – 104 часа.
В структуру каждого логопедического занятия входит: мотивационная установка, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, неречевых процессов, развитие мелкой моторики, рефлексивный анализ. Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе). Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Содержание II блока программы рассчитано для работы с обучающимися 1-2 классов, имеющих ОНР (III), осложненного ЗПР, СПЗ и ОНР (III), ОНР (IV – НВОНР) с нормальным психологическим развитием, а так же с вновь прибывшими, успевающими по предметам и имеющими проблемы в обучении. Цель II блока: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной различными нарушениями развития устной и письменной речи, создание предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Задачи: оказать помощь обучающимся в овладении дидактической коммуникацией, формировать навык свободно и адекватно использовать учебную терминологию, восполнить пробелы в развитии речевой функции, произвольного поведения и произвольности в общении; упорядочить и развить у детей звуковые, морфологические и синтаксические конструкции обобщения, развить и совершенствовать речемыслительную деятельность обучающихся.
Планирование коррекционной работы в данном блоке рассчитано на 2 года обучения (1 – 2 классы) и составляет для обучающихся с НВОНР и ОНР (III) при нормальном психологическом развитии – 136 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по: 1 класс – 35 мин, 2 класс – 40 мин. Поскольку дефекты речи у обучающихся с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и связаны с особенностями их психофизиологического развития, то для детей с ОНР (III), осложненным ЗПР, СПЗ, предусмотрено 204 часа при проведении занятий 3 раза в неделю по: 1 класс – 35 мин, 2 класс – 40 мин. Следовательно, воспитанники детского дома, уже имеющие логопедическое заключение “ОНР (III), осложненное ЗПР, СПЗ” и вновь прибывшие, не успевающие по основным предметам, при поступлении в школу зачисляются на логопункт, где проводится коррекционная работа с учетом первичного дефекта. В группу “ОНР (III) при нормальном психологическом развитии” – дети с ОНР (III,IV) и вновь прибывшие, хорошо успевающие по предметам. На первом году коррекционного обучения идет работа по формированию и закреплению навыка правильного письма. Второй блок программы состоит из 2 разделов: 1 раздел – 1-ый год обучения, 2 раздел – 2-ой год обучения. Каждый раздел сочетает в себе коррекционную работу с детьми не только нормального психологического развития, но и с детьми, имеющими ЗПР, СПЗ, и вновь прибывшими, не успевающими по основным предметам.
Раздел 1 предназначен для коррекции обучающихся 1 классов с ОНР (III) при ЗПР, СПЗ, вновь прибывших, не успевающих по предметам, и составляет 102 часа; для обучающихся с ОНР (III,IV) при нормальном психологическом развитии и вновь прибывших, имеющих данное речевое заключение, но успевающих по основным предметам, составляет 68 часов. Первый раздел включает в себя:
1) Подготовительный этап.
Задачи: Уточнить речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь); развивать и совершенствовать фонематические представления; определить состояние коммуникативных умений и навыков; осуществлять развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.
2) I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи: Развивать фонематические процессы; формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных терминов; автоматизировать поставленные звуки, закреплять звуко-буквенные связи. Формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала I и II этапов.
Раздел 2 предназначен для коррекции обучающихся 2 классов с ОНР(III) при ЗПР, СПЗ, вновь прибывших, не успевающих по предметам, и составляет 102 часа; для обучающихся с ОНР(III,IV) при нормальном психологическом развитии и вновь прибывших, имеющих данное речевое заключение, но успевающих по основным предметам, составляет 68 часов. Второй раздел включает в себя:
1) II этап – Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Задачи: Уточнить значение имеющихся у детей слов, обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнить значение используемых синтаксических конструкций; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
2) III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Задачи: Формировать навыки построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания, развивать логику, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, в отборе языковых средств, формировать практические представления о тексте, умения и навыки анализировать текст, совершенствовать умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщения, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
Работа логопеда по второму блоку данной программы имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи. К концу второго года обучения по блокам и разделам программы воспитанник должен владеть знаниями и умениями, представленными в приложении №2.
Глава 4.
“Пиши, читай, размышляй” – проведение коррекционных занятий с младшими школьниками (3,4 класс) с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, вновь прибывших, не успевающих по основным предметам, имеющих дисграфию и дислексию. Цель программы: коррекция дисграфии и дислексии обучающихся младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, социально-педагогической запущенностью, воспитывающихся в условиях детского дома-школы, вновь прибывших, не успевающих по основным предметам.
Задачи: формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза; совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать связную речь; формировать пространственно-временные представления и понятия; развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память; соверше...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.18 | Просмотров: 2062

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!